Вадим Кешерский — не бунтарь и живописных школ не отрицает. Однако картины не пишет, а «красит»
Фото: Татьяна Черкезян
Творчество
Вадим Кешерский родился в 1972 году. В 1991 году эмигрировал в Израиль, с тех пор живёт и работает
Его первым рисунком был портрет Ленина на листке в клетку. Красной ручкой начертил
Предстоящая выставка работ Вадима Кешерского в Ростове — первая в России. Она тоже — элемент метафизической случайности: он везёт картины на две выставки, в уже знакомые ему Дюссельдорф и Торонто. В Ростове задержался у родственников, стал работать, написал две новые картины. Представители посольства Израиля в Ростове, имеющего опыт продвижения еврейских художников, предложили организовать экспозицию. Она пройдёт в День независимости Израиля, 8 мая.
— Вадим, известно, что существуют разные традиции обучения живописи. В России сильна академическая школа, в Европе делают ставку на самовыражение. Как учат в Институте искусств «Авни»?
— Это один из известных в Израиле художественных институтов, основанный местным деятелем искусств, художником Аароном Авни. Специфика его в том, что с самого начала в обучении полностью отрицаются любые рамки, установленные конкретным направлением, техникой. Чем больше свободы полёта, тем лучше. Но для меня такая абсолютная свобода уже была невозможна. Я с детства впитал традиции русской живописи, это, возможно, чувствуется в моих работах. Вообще отрицание школы — это шаткий путь. Она нужна. Как создать образ человека без знания анатомии, владения рисунком? Чтобы
— А кто ваши ориентиры в мировой живописи?
— Веласкес и Рембрандт. Разумеется, мой стиль абсолютно далёк от их живописи, но мне они близки. В русской живописи XIX века многое тоже нравится, её высокий уровень до сих пор никем не превзойдён. К такому мастерству надо стремиться независимо от художественных пристрастий.
— У вас, иными словами, произошёл синтез свободы и дисциплины?
— Думаю, да. Одно другого не исключает. А вообще я делаю только то, что внутренне интересно. Мне безразличны течения, моды, продастся — не продастся.
— А как же хлеб насущный?
— Я работаю в театре — постоянно в Израильской опере, сотрудничаю иногда с Камерным театром
— В Ростове сейчас чем заняты?
— Крашу.
— Что вы имеете в виду? Дизайнерский заказ?
— Нет. Не люблю слова «пишу», «живописец». Пафоса не люблю… Сделал здесь две новые вещи, идеи возникли в России. Новые люди, мысли. У меня всегда всё связано с конкретными личностями.
— Поэтому любите «красить» портреты, автопортреты?
— Да, видимо. Особенно когда человек раскрывается. Это позволяет передавать совершенно разные состояния: и серьёзные, и не очень. Некоторые работы я про себя называю «шутками». Например, обнажённый автопортрет с лампой. Но есть и другое. Один мой друг неизлечимо болен, но он настоящий герой — живёт, радуется. Вопреки всему. В его портрете мне хотелось передать состояние человека, знающего, что такое смерть. Для таких идей не всегда достаточно «реалистических» инструментов. Я ввожу символы, искажаю законы пространства, достоверности. Так я, например, делал свой детский автопортрет. Голова ребёнка — это воздушный шар на ниточке. Но он не парит в воздухе, а как бы «растёт» из стакана с водой. Есть маленькие листочки. А на столе лежат ножницы…
— Знак хрупкости, беззащитности?
— Да, ведь именно таков мир ребёнка.
— Ваши картины не имеют названий. Почему?
— А зачем? Это только ограничивает восприятие, ставит рамки.
— Вам приходится делать портреты на заказ?
— Практически нет. Было всего несколько случаев. Я не могу обещать заказчику, что сделаю так, как он хочет. В процессе работы появляется своё видение, чувство. Я хочу играть по своим правилам.
— Вы не ставите себе коммерческих целей. Но вы же общаетесь с внешним миром — делаете выставки и, наверное, сайт свой имеете.
— Сайта не имею. Нужных людей нахожу сам или они меня находят. А выставки… Для меня это способ высказаться: вот, я так отношусь к вам, к этому миру. Мне это необходимо. И никак не привыкну к ситуации открытия выставки. Всегда нервничаю, испытываю ужас. Встреча со зрителем —
— Вы раньше не пытались организовать свою выставку в России?