Заработайте на своем блоге или сайте!

пятница, 11 апреля 2008 г.

«Выставка произведений преподавателей кафедры изобразительного искусства»

Неотъемлемой частью международной научной конференции «Актуальные проблемы мировой художественной культуры», посвященной памяти У.Д.Розенфельда стала «Выставка произведений преподавателей кафедры изобразительного искусства», открытая 8 апреля в галерее «UNIVERSUM». На ней представлены 30 работ преподавателей – мастеров живописи, графики, художественной фотографии, декоративно-прикладного искусства, которые целиком и полностью отдают свои знания студентам, но также всерьез занимаются творчеством.

Экспозиция в галерее «UNIVERSUM» организована таким образом, что мы отчетливо слышим «голоса» каждого участника выставки. В данной заметке представляется возможным провести лишь беглый обзор представленных работ.

Несмотря на прошедшие зимой с успехом в галерее «UNIVERSUM» персональные выставки заведующего кафедрой изобразительного искусства доцента А.А.Лещинского и доцента кафедры изобразительного искусства А.Н.Ларионова, художники нашли в себе силы принять участие и в данной выставке. «Ангел» и «Муза» А.А.Лещинского и фактурно богатый триптих «Сотворение» А.Ларионова – в который раз дают возможность полюбоваться произведениями признанных маэстро. Каждая выставка с участием этих мастеров всегда имеет успех, так как их искусство профессионально, многозначно и необычайно интересно.

Практически десятилетие, отделяющие время создания работы «Блакітны сон» от «Воблака» С.Янковского демонстрируют эволюцию творческой манеры. Обогатился колорит и фактура мастера, ушла некоторая графичность. Лиловый, синий, акценты пурпура, небесно голубой. На первый взгляд «Воблака» С.Янковского ассоциируется с врубелевской «Сиренью». Но, возможно, это лишь обманчивая ассоциация.

Н.Бедюх представлены две работы из цикла «Деревья». При кажущейся простоте названия изображена не столько окружающая действительность, сколько абстрактная духовность, разлитая по холсту. Удивительное свойство автора проникать прямо в душу зрителя. Перед ее работами надо стоять долго, вдумчиво всматриваясь, размышлять. Здесь картина не считывается мгновенно, а раскрывается постепенно только для зрителей думающих, умеющих любить, понимать, ценить высокое мастерство.

А.Дулуб – мастер, творчество которого всегда ровно, у него не бывает резких взлетов и сокрушительных падений. Это пример удивительной личности, синтеза педагога и живописца, произведения которого всегда соответствуют «Знаку качества». Живопись Дулуба полна гармонии. Представленная на выставке «Дюна», в который раз подтверждает наше утверждение. Нежный женский образ практически идеален.

Живописное пространство вовлекает зрителя в свои недра, позволяя наслаждаться качественной живописью.
Широко представлены на выставке акварели: пейзажи «Яблоневый сад», «После грозы», «Последний снег» А.И.Бурчика; «Озеро Свитязь», «Райгирдас» Г.К.Мазурова; «Самота» И.Мисюро. В своих акварелях художники демонстрируют виртуозное владение сложной техникой, не допускающей коррективов и исправлений. Особенно хочется отметить «Яблоневый сад» А.Бурчика.

Композиционно созвучный яблоням Ф.Рущица, выполненный «по-сырому», сад А.Бурчика какой-то очень легкий, даже воздушный и нематериальный – прекрасный пример того живописного мастерства, которое маэстро передает студентам на занятиях живописью.
Офорты и акватинта О.П.Канчуга передают образы юной амбициозной девы из «Музыки», погружают в полный символизма «Delirium». «Иллюзия», «Граница», «Полнолуние» – изысканная графика О.В.Канчуга убеждает нас в неоспоримом мастерстве автора.

Привлекают внимание ценителя искусства и большие пастели А.П.Богустова. Особенно не оставляет равнодушным «Берег». Работа проникнута смятением и тревогой. Зелень деревьев становится особенно яркой и даже ядовитой перед грозой. Унылые хатки спрятались в густой массе растительности. Тяжелое небо практически повисло на круглых шапках деревьев и просто давит зрителя. Словно прорыв пространства – золотые купола и тщательно протоптанные дорожки, ведущие к храму. А.П.Богустов как поводырь ведет заблудшего путника-зрителя в мир света и воздуха.

Как известно, критерии оценки живописи, графики, художественной фотографии, декоративно-прикладного искусства зачастую существенно различаются. То, что является достоянием одного вида искусств – для другого может служить предметом критики. В этом плане батики В.Покровского заслуживают особого внимания. Они представляют собой хрестоматийные произведения в лучшем смысле этого слова. Каждый элемент композиции – на своем месте. Четко выстраивается работа, в которой доминируют не чувства, а логический стержень; использование цвета хорошо продумано и четко выверено. Но в таком подходе нет сухости, а чувствуется характер автора. «Лесная опушка» помимо самостоятельного прочтения также может служить яркой иллюстрацией к книге В.Покровского, посвященной основам композиции и уже подготовленной к печати.

Воистину роскошен «Весенний город» Ж.Сидорович. Нежный колорит, грамотное использование цвета превращают гобелен в живописное произведение. Тканая картина словно пропитана воздухом, а деревья трепещут от весеннего ветерка. Настоящая весна, полная надежд и романтических иллюзий взирает на зрителя «Весеннего города» и занимает доминирующее место на выставке.
Самые загадочные, на наш взгляд, работы представлены Е.Русачек «Из сетей рыбака».

Три фотографии из серии, в легкой компьютерной обработке демонстрируют молодую девушку. Кто эта незнакомка? Собирательный образ женщины, рыбачка или возлюбленная рыбака? Вопрос повисает в воздухе. Великолепная русалка (русалка ли?) горделиво взирает куда-то в сторону, мимо зрителя и не хочет раскрывать свои тайны. Обладательница специфического шарма, подчеркнутого необычным гримом с высветленными бликами заманивает рыбака в свои сети, а возможно сама только что освободилась из них. В ее волосах фрагменты затонувших кораблей, в ее руках – пойманная рыба. Текучая вода создает пространство, в котором она существует и символизирует непостоянство, так точно отображающее суть женской натуры.

К сожалению, любовь зрителя, как и ветряной девушки, зачастую изменчива и недолговечна, поэтому требует постоянной работы по закреплению авторитета художника. Посетителя выставки нельзя обмануть, так как обман всегда будет раскрыт и позорно разоблачен. Поэтому удел художника отдавать зрителю не только мастерство, но и свою душу.

Выставка преподавателей – это всегда экзамен перед ценителями изобразительного искусства и перед студенческой аудиторией. Это способ в который раз доказать собственную компетентность, проявить себя как художник, заслужить еще большее уважение учеников и стороннего зрителя. Ведь художник-педагог обучает и воспитывает студента не только в университетской аудитории, но и посредством собственного творчества. Личный пример зачастую является более важным, чем теория, не подкрепленная на практике мастерством учителя.

Источник

Шёлковый подарок к юбилею

Настоящее, с ручной росписью кимоно - больше, чем одежда. Рисунок на ткани всегда уникален, а краски настолько нежные, что не любят солнечного света. Поэтому дорогие, шикарные шёлковые кимоно, расписанные мастерами из Киото или Канадзавы, японки надевают только по весьма торжественным случаям и относятся к этому костюму, как европейские женщины - к эксклюзивным нарядам от «Шанель», например. С любовью и трепетом...

12-летний юбилей Японский центр во Владивостоке отметил, что называется, неброско, но в точку, изысканно и с достоинством - выставкой росписи по шёлку в технике «юдзэн». Все работы выполнены Ольгой Хованчук, ныне стажёром-исследователем в университете Канадзава.

Ольга Хованчук – русский мастер японского искусства. Фото: Нина ПЕТРУХИНА

Ольга в 2001 году окончила факультет японоведения ДВГУ, заинтересовалась историей японского традиционного костюма, регулярно в Японском центре читала лекции на эту тему (и не раз показывала владивостокским VIP-дамам, как носить кимоно), а нынче она уже год стажируется в Канадзаве и изучает технику росписи по шёлку под руководством одного из самых знаменитых мастеров Японии - Ямасита-сенсей.

Работы Ольги Хованчук - это не традиционный в нашем понимании батик. Во-первых, для росписи японцы используют только краски на основе рисовой пасты. Во-вторых, работа даже над небольшим упражнением занимает несколько дней...

- Нанесла трафарет на ткань - надо дать ей просохнуть, - говорит Ольга. - Наложила слой краски - и снова перерыв на просушку. И так несколько раз, всего в росписи 12 этапов. А потом расписанные ткани промывают в водах реки Канадзава, которые, как считают японцы, придают краскам особую нежность и тонкость. Кстати, кимоно, расписанные в Канадзаве, ценятся даже больше тех, что делают в Киото.

Бабочки и хризантемы, ветки сосны и удивительные пионы, настолько естественные и натуральные, что, кажется, вот-вот вы почувствуете тонкий аромат цветения, живут в работах Ольги Хованчук. На суд приморских зрителей она представила то,что успела сделать за первый год обучения. Не за горами тот день, когда модницы Страны восходящего солнца будут надевать кимоно, расписанное нашей землячкой.

E-mail: vlad-konkurs@mail.ru